Мария Рябова-Ивановская: об участии в Третьей сессии молодежных оркестров Испания-Россия
«Это так приятно – поиграть хорошую музыку не по обязаловке!»
А. Левин
Лето, солнце, жара, Испания. Незнакомцы, коллектив, друзья, семья…
Вот и пронеслись молнией эти незабываемые 2,5 недели в городе Херес де ла Фронтера. Возвращение в привычную жизнь, обычную, временами скучноватую, проходило непросто. Походы в магазин «на автомате», чемодан, стоявший неразобранным несколько дней, бесконечное пересматривание фотографий и видео, перечитывание пожеланий на афише… Кому-то уже и на работу, у кого-то свадьба, кто-то поехал домой на недельку, но в первые дни всех объединяет одно общее чувство: жизнь будто остановилась. Мозг отказывается осознать и привыкнуть к мысли, что всё закончилось, что теперь такое может повториться только через год! ЧЕРЕЗ ГОД, понимаете??!!! Звучит, как приговор.
Да, МСО – это зависимость, хорошая! Каждого, кто приезжает, не минует вопрос: «Ты который раз здесь?» – потому что сюда (в Тольятти или туда – в Испанию) хочется возвращаться снова и снова, и неважно, сколько тебе лет, 15 или 51, всем одинаково интересно и весело вместе!
Я думала, что буду «варёной морковкой» в конце репетиционного дня, всё-таки не полчаса попиликать, а 7 часов внимательно следить за каждым движением дирижёра, выкладываясь и эмоционально, и физически. Но, вопреки моим ожиданиям, я не только не стала овощем, но в перерыве между репетициями вместе со всем оркестром прыгала в бассейн, после ужина гоняли мяч, болели за Нидерланды, Германию и Аргентину в баре напротив, ежедневно прогуливались в центр города, а завершались эти невероятно длинные, наполненные событиями дни танцами, на которые, казалось бы, совсем не должно было оставаться сил, и, тем не менее, плясали мы много и зажигательно! А сколько фотографий было сделано за это время!!! Настоящая летопись в картинках.
Сон? ах да… сон… нужно же было ещё и спать! К сожалению, на сон оставалось меньше всего времени. Мучительно не хотелось расходиться, расставаться даже на эти несколько часов. Удивительно, но каждое утро мы каким-то непостижимым образом встречались на репетиции (иногда, правда, пропуская завтрак) и плодотворно работали, затем снова веселились в бассейне, съедали за обедом тройной объём привычных порций, снова репетировали, и опять футбол, прогулки в центр, игра в «Крокодила», танцы, самолётики с крыши, пожелания спокойной ночи, несколько часов сна, доброе утро, душ, завтрак из тоста с гаспаччо, репетиция, бассейн и т. д. Две с половиной недели слились у меня в голове в несколько длииинных-длинных дней, счастливых и весёлых дней! Столько позитива, улыбок, смеха и радости не получишь за весь год, сколько в МСО за 2 недели! Наверное, в этом и есть разгадка поразительной работоспособности всех участников проекта: сама атмосфера подпитывала организм, силы брались из какого-то неведомого источника энергии, и этим источником, вероятно, была просто хорошая компания! Концентрация крутейших ребят в одном месте даёт бОльший заряд бодрости, чем амфетамины, энергетики и прочие стимуляторы мозга.
Первая репетиция. Программа интересная и разнообразная, основа — русская и испанская музыка, много произведений с солистами. Из репетиционного зала доносится смесь русского, английского, испанского и итальянского. Останавливаемся через каждые два такта. Собственно, через каждые два такта мы останавливались первые два дня, пока не прошли всю программу. Кажется, что эта мУка не закончится никогда! — не вместе, не строит, не туда, не так быстро, ещё раз, и ещё раз, ну и в последний раз… ммм… и ещё разок. «А почему валторны не играют?» — «А что, у нас есть текст?» — «А где трубы? Позовите трубы! У них всего две ноты, но какие важные две ноты!»; «Альты, меня никак не может удовлетворить ваш отыгрыш…». Но, несмотря на бесконечные остановки и повторения в первые дни, всё равно было интересно и совершенно нескучно, сам процесс игры и общения на репетициях доставлял неимоверное удовольствие! А с каждым днём его прибавлялось всё больше: партии потихоньку учились наизусть, игра становилась чище и слаженнее, останавливались всё реже, музыка постепенно обретала форму, задуманную композитором, и уже с трудом верилось, что несколько дней назад я со смехом и ужасом думала: «Неужто мы осилим такое количество произведений?» — и тем большее удовлетворение испытываешь, видя конечный результат.
И вот первый концерт. Непривычно видеть всех не в яркой летней одежде, а в чёрных концертных костюмах, все кажутся нарядными. Сердце уже начинает сжиматься, потому что чует: эти замечательные денёчки подходят к концу… Четыре концерта, четыре выезда в четыре города, четыре концертных зала, каждый из которых оставил свою картинку в памяти: старинная церковь в Сан-Лукаре, шикарный оперный театр имени Мануэля де Фалья в Кадисе, рояль, настроенный на 438 герц в Уэльве, и самый запомнившийся заключительный концерт в театре VillaMarta в Хересе, который два раза показывали по местному телевидению в самое рейтинговое время. Концерты немного различались по программе и исполнению, но публика одинаково доброжелательно принимала и усердно хлопала триоли, пристукивая сильные доли каблуками, снова и снова вызывая на сцену солистов: Дмитрия Денисова и Язгуль Янбекову, солировавших в «Лебедином озере»; Валерию Кехер, украсившую «Испанские песни» де Фалья; Ивана Петроченкова, удивившего слушателей высочайшим уровнем владения капризной валторной; Лолу Вегу, внёсшую в концерт неповторимый колорит испанского фламенко; Светлану Терентьеву, тольяттинскую вокалистку, впервые и с успехом выступившую на европейской сцене; Павла Кудинова, тольяттинского австрийца, порадовавшего всех своим чудесным басом, и, конечно же, дирижёров Анатолия Левина и Хосе Рамона Хернандеса, двух совершенно разных по стилю общения с оркестром, но одинаково интересных музыкантов и личностей.
Что говорить, уезжать не хотелось. Мечтали с ребятами: как было бы здорово сейчас ещё одну сессию провести, прямо сразу! Шутили, что не поедем обратно, останемся в Испании. Да и не хотела она отпускать нас без приключений, напоследок устроила «ночь в Мадриде»: задержка рейса по вине пьяных дебоширов, странный скрежет извне, будто отпиливают крыло (что оказалось поломкой проводки), взлёт, 1,5 часа в воздухе, посадка обратно в Мадрид, мучительные 3 часа ожидания до 6 утра, снова взлёт, 5 часов дремоты и какой-то «гомункулус» (при детальном рассмотрении оказавшийся лазаньей), на завтрак от поваров авиакомпании IBERIA, вот мы в Москве на 7 часов позже. Конечно же, опоздали на стыковочные рейсы, ожидание следующей возможности улететь ещё 10 часов, а у нас — тольяттинцев — бешеная гонка с тяжеленными чемоданами, рюкзаками и инструментами с Павелецкого на Казанский, отходящий поезд, последний вагон… ффух, чудом успели!..
И вот мы дома. Как с корабля на бал: в этот же день едем в Тольяттинскую филармонию на пресс-конференцию рассказывать, как же было здорово в Испании на сессии молодёжного испано-русского оркестра! Журналисты спрашивают нас, что больше всего запомнилось в поездке. Что больше всего запомнилось? Солнце, жара, 3 свободных дня после концертов, в которые удалось съездить на океан и на экскурсии, потрясающая архитектура исторических центров, аплодисменты триолями в ритме фламенко, шумные испанцы и их жутко громкие дружные песни под гавайскую гитарку, повсеместные распродажи до 70%, ужасно неудобная сиеста — с 13 до 17 часов, когда не работает ничего вообще, а все спят, зато жизнь начинается после 9 вечера, когда жара, наконец, спадает, и город накрывает долгожданная прохлада. Наверное, именно поэтому в Испании в порядке вещей встретить компанию детей и подростков, играющих в баскетбол и футбол на спортивной площадке в час или два часа ночи, или совсем малышей лет 6-7, гоняющих на самокатах в это же время, похожих на беспризорников, но нет, родители всегда где-то рядом: смотрят чемпионат мира по футболу в соседнем баре или наслаждаются локальным праздником торжествующего фламенко под открытым небом. Ещё запомнились прогулки по ночному городу, экскурсия в бодеги — хранилища вина (город-то не просто так назван) и пение шуточного канона про гномика, потерявшего свистульку, коллективные прыжки в бассейне до головокружения, ночные батлы в автобусе по пути с концертов: кто кого перепоёт, русский «хвост» автобуса или испанская «серединка»; завораживающий фламенко во фламенко-баре, прощальная дискотека, написание пожеланий друг другу на афишах и гимн испано-русского оркестра, состоящий из двух слов «испааано-руусааа» и пяти нот, родившийся из мелодии будильника.
Что особо хочется отметить: в Испании танцуют все! — и это так приятно! В каждом баре, в каждом кафе и в любом другом месте всегда найдутся люди, умеющие и желающие танцевать. Причём, не только обычные в нашем понимании люди, но и люди с ограниченными возможностями по здоровью, с различными задержками в развитии, в том числе, с синдромом дауна, жившие с нами в отеле под одной крышей, танцуют не хуже любого «нормального» испанца, наверное, потому что в Испании они И ЕСТЬ нормальные люди. Дети с рождения впитывают в себя ритмы фламенко и уже в трёхлетнем возрасте с лёгкостью выполняют основные элементы танца, что нам кажется невообразимо сложным. Вот если бы у нас так же была в почёте русская народная культура! Ещё интересное наблюдение: в испанской части оркестра свистели все, даже некоторые девчонки! Да так ловко и чисто, что впору в следующий раз брать концерт для художественного свиста с оркестром! И, как я им завидую, нет в их обществе глупых предрассудков насчёт свиста. А вообще испанцы очень похожи на русских: простые, открытые, очень эмоциональные, гостеприимные любители праздников, застолий и песен, страстные болельщики.
Закрываю глаза… залитые солнцем пустынные улицы, всё замерло на несколько часов. Мы идём в центр искать хоть какую-нибудь кафешку, чтобы пообедать, и, о чудо, находим! Значит, всё-таки не всё закрыто! Паста за 7 евро, съеденная в отличной компании, вкусна и сытна, да и само осознание себя в Испании, сидящей в кафе в центре города, приносит непередаваемые ощущения удовлетворённости и счастья.
Да, память — великий дар человечеству! События проходят, но никакой злодей не сможет отобрать воспоминания, воспоминания об этом потрясающем лете в Испании! Наверное, не зря один из наших бисов так и назывался: «Воспоминания об Испании» — как будто специально взятый в программу для русских ребят.
А закончить хочется двумя шуточными строчками из переделанной песни Бременских музыкантов, которую мы пели, встречая ставшего родным за эти годы Анатолия Левина:
«…Тем, кто дружен, не страшны концерты,
Принесём себя искусству в жертву…» —
— и необъятной благодарностью в адрес тех, без кого эта невероятная поездка просто не состоялась бы: в адрес Лидии Валентиновны Семёновой и Марии Магдалены Гарридо Родригес (Магдалене вообще удалось невозможное – получить на этот проект грант в Евросоюзе!) — эти две уникальные женщины проделали колоссальную подготовительную «бумажную» работу, благодаря которой стало возможным проведение сессии оркестра в Испании, денно и нощно решали текущие проблемы, к ним можно было обратиться с любой просьбой; в них — душа проекта и неиссякаемая энергия, заряжающая всех, кто с ними рядом.