2019-08-25 в 18.00
Всероссийский фестиваль классической музыки под открытым небом «Берег классики»
г. Чебоксары, Чувашская Республика
Набережная Волги, Свято-Троицкий мужской монастырь.
Проект «Молодежный симфонический оркестр. Перезагрузка»
Н. Римский-Корсаков
Одноактная опера на текст А. С. Пушкина
«МОЦАРТ И САЛЬЕРИ»
Концертное исполнение
Моцарт — Анатолий НЕВДАХ тенор, Самара
Сальери — Павел КУДИНОВ бас, Россия-Австрия
МОЛОДЕЖНЫЙ СИМФОНИЧЕСКИЙ ОРКЕСТР ПОВОЛЖЬЯ
Дирижер — заслуженный артист Республики Северная Осетия-Алания
Тимур ЗАНГИЕВ
Почему эта опера
Исполнение оперы приурочено к юбилеям ее создателей: в 2019 году исполняется 220 лет со дня рождения Александра Пушкина – автора цикла коротких пьес для чтения «Маленькие трагедии», и 175 лет со дня рождения композитора Николая Римского-Корсакова. За основу либретто Римский-Корсаков взял одну пьесу из «Маленьких трагедий» – «Моцарт и Сальери».
О чем история
В либретто: Композитора Сальери терзают мысли о несправедливости судьбы. Он с детства занимался музыкой, не спал ночами, справился с трудностями первых шагов. Наконец, когда достиг в безграничном искусстве высокой степени, слава улыбнулась ему, он нашел в сердцах людей отклик на свои созвучья. И Сальери мирно наслаждался славой, не завидуя никому. Напротив, радовался успехам друзей.
И вдруг обнаружил, что мучительно, глубоко завидует Моцарту.
И горше зависти обида на несправедливость судьбы: композиторский талант достался не подвижнику в награду за долгие и кропотливые труды, а «гуляке праздному», не в награду за самоотверженную любовь к искусству, а просто так «озаряет голову безумца». Этого Сальери не в силах понять…
В истории: Сегодня приходится специально подчеркивать, что Сальери не травил Моцарта. Сальери был старше Моцарта всего на 6 лет, они жили в одно время – во второй половине 18 века, в одном месте – в Вене, оба участвовали в музыкальных поединках, в том числе друг с другом. Но в отличие от Моцарта, который оставил службу, жил только частными заказами и знавал нужду, Сальери от должности не отказывался и имел более стабильный доход. Сальери сохранял благосклонность публики, Моцарт же переживал и провалы. Испытывали ли они зависть к судьбе друг друга, неизвестно. Зато известно, что оба интенсивно работали – сочиняли, выступали, давали уроки.
Миф о том, что Моцарта отравил Сальери, пришел в Россию из Европы. Его снова начали вспоминать после смерти Сальери в 1825 году (Моцарт скончался в 1791-м). Снова было опровержение этих домыслов, но легенда уже жила своей жизнью. Внимание Пушкина к этой истории, возможно, привлекло то, что в 20-х годах 19 века в России царил культ Моцарта. Некоторые музыкальные критики противопоставляли гений Моцарта «на все времена» талантам других композиторов, каковых современники причисляли всего лишь к «гениям своего времени».
Логично предположить, что подобные сопоставления могут вызывать в людях зависть. Когда в 1826 году Пушкин обдумывал сюжеты для будущих «Маленьких трагедий», тема «конфликта» Моцарта и Сальери была на слуху. И он использовал ее, так как в «Маленьких трагедиях» хотел исследовать человеческие страсти, сводя в конфликте два контрастных характера известных исторических персонажей. Первоначальное название трагедии – «Зависть».
Исполнители: Николай Римский-Корсаков обратился к этой пьесе из «Маленьких трагедий» в 1897 году. Первый показ оперы состоялся у композитора дома: такие «предпоказы» для своего круга друзей и почитателей тогда были распространены. К тому же камерный формат произведения подходил для домашнего концерта. Второй показ был устроен в подмосковном имении оперной певицы Татьяны Любатович. Все произведение целиком исполнял Федор Шаляпин, за роялем ему аккомпанировал Сергей Рахманинов. Присутствующим все очень понравилось.
Публичная премьера состоялась в 1898 году. Партию Сальери исполнял Федор Шаляпин, эта роль стала одной из его любимых.
Многие музыкальные критики и слушатели сходятся во мнении, что главным действующим лицом оперы является не Моцарт, а Сальери – именно этот образ психологически четко выверен музыкальной палитрой композитора. Музыкальный критик Абрам Гозенпуд говорил: «Сальери Пушкина и Римского-Корсакова – не мелкий преступник, он жрец узкой идеи. Для неё и во имя её он идет на убийство, но с такой же убежденностью пойдет и на самоубийство».
В разное время партию Моцарта исполняли Сергей Лемешев, Иван Козловский, Сальери помимо Шаляпина пели Марк Рейзен, Борис Гмыря. В представлении МСО Поволжья роль Моцарта у Анатолия Невдаха, а Сальери – у Павла Кудинова. Оба – выпускники Тольяттинского музыкального училища (ныне – Тольяттинский музыкальный колледж имени Р.К. Щедрина).
Для аудитории старше 6 лет