17.08.2019, Винновка, Н.А. Римский-Корсаков «Моцарт и Сальери»


2019-08-17 в 15.00


Проект «Молодежный симфонический оркестр. Перезагрузка»

Н. Римский-Корсаков
Одноактная опера на текст А. С. Пушкина
«МОЦАРТ И САЛЬЕРИ»
Концертное исполнение

Моцарт — Анатолий НЕВДАХ тенор, Самара
Сальери — Павел КУДИНОВ бас, Россия-Австрия

МОЛОДЕЖНЫЙ СИМФОНИЧЕСКИЙ ОРКЕСТР ПОВОЛЖЬЯ

Дирижер — заслуженный артист Республики Северная Осетия-Алания

Тимур ЗАНГИЕВ

Почему эта опера
Исполнение оперы приурочено к юбилеям ее создателей: в 2019 году исполняется 220 лет со дня рождения Александра Пушкина – автора цикла коротких пьес для чтения «Маленькие трагедии», и 175 лет со дня рождения композитора Николая Римского-Корсакова. За основу либретто Римский-Корсаков взял одну пьесу из «Маленьких трагедий» – «Моцарт и Сальери».
О чем история
В либретто: Композитора Сальери терзают мысли о несправедливости судьбы. Он с детства занимался музыкой, не спал ночами, справился с трудностями первых шагов. Наконец, когда достиг в безграничном искусстве высокой степени, слава улыбнулась ему, он нашел в сердцах людей отклик на свои созвучья. И Сальери мирно наслаждался славой, не завидуя никому. Напротив, радовался успехам друзей.
И вдруг обнаружил, что мучительно, глубоко завидует Моцарту.
И горше зависти обида на несправедливость судьбы: композиторский талант достался не подвижнику в награду за долгие и кропотливые труды, а «гуляке праздному», не в награду за самоотверженную любовь к искусству, а просто так «озаряет голову безумца». Этого Сальери не в силах понять…
В истории: Сегодня приходится специально подчеркивать, что Сальери не травил Моцарта. Сальери был старше Моцарта всего на 6 лет, они жили в одно время – во второй половине 18 века, в одном месте – в Вене, оба участвовали в музыкальных поединках, в том числе друг с другом. Но в отличие от Моцарта, который оставил службу, жил только частными заказами и знавал нужду, Сальери от должности не отказывался и имел более стабильный доход. Сальери сохранял благосклонность публики, Моцарт же переживал и провалы. Испытывали ли они зависть к судьбе друг друга, неизвестно. Зато известно, что оба интенсивно работали – сочиняли, выступали, давали уроки.
Миф о том, что Моцарта отравил Сальери, пришел в Россию из Европы. Его снова начали вспоминать после смерти Сальери в 1825 году (Моцарт скончался в 1791-м). Снова было опровержение этих домыслов, но легенда уже жила своей жизнью. Внимание Пушкина к этой истории, возможно, привлекло то, что в 20-х годах 19 века в России царил культ Моцарта. Некоторые музыкальные критики противопоставляли гений Моцарта «на все времена» талантам других композиторов, каковых современники причисляли всего лишь к «гениям своего времени».
Логично предположить, что подобные сопоставления могут вызывать в людях зависть. Когда в 1826 году Пушкин обдумывал сюжеты для будущих «Маленьких трагедий», тема «конфликта» Моцарта и Сальери была на слуху. И он использовал ее, так как в «Маленьких трагедиях» хотел исследовать человеческие страсти, сводя в конфликте два контрастных характера известных исторических персонажей. Первоначальное название трагедии – «Зависть».
Исполнители: Николай Римский-Корсаков обратился к этой пьесе из «Маленьких трагедий» в 1897 году. Первый показ оперы состоялся у композитора дома: такие «предпоказы» для своего круга друзей и почитателей тогда были распространены. К тому же камерный формат произведения подходил для домашнего концерта. Второй показ был устроен в подмосковном имении оперной певицы Татьяны Любатович. Все произведение целиком исполнял Федор Шаляпин, за роялем ему аккомпанировал Сергей Рахманинов. Присутствующим все очень понравилось.
Публичная премьера состоялась в 1898 году. Партию Сальери исполнял Федор Шаляпин, эта роль стала одной из его любимых.
Многие музыкальные критики и слушатели сходятся во мнении, что главным действующим лицом оперы является не Моцарт, а Сальери – именно этот образ психологически четко выверен музыкальной палитрой композитора. Музыкальный критик Абрам Гозенпуд говорил: «Сальери Пушкина и Римского-Корсакова – не мелкий преступник, он жрец узкой идеи. Для неё и во имя её он идет на убийство, но с такой же убежденностью пойдет и на самоубийство».
В разное время партию Моцарта исполняли Сергей Лемешев, Иван Козловский, Сальери помимо Шаляпина пели Марк Рейзен, Борис Гмыря. В представлении МСО Поволжья роль Моцарта у Анатолия Невдаха, а Сальери – у Павла Кудинова. Оба – выпускники Тольяттинского музыкального училища (ныне – Тольяттинский музыкальный колледж имени Р.К. Щедрина).

Для аудитории старше 6 лет

Участники:
Кудинов Павел
Невдах Анатолий
Зангиев Тимур
Забавников Андрей
Алексеева Маргарита
Горлачева Софья
Нагорнова Валерия
Насибулина София
Родионова Тамара
Смирнова Ульяна
Татарханов Роман
Щенникова Елизавета
Литвинова Анастасия
Бикмиева Дарина
Никитина Полина
Князева Олеся
Зубаерова Милена
Мустафин Дамир
Самылкина Мария
Танкова Александра
Яшина Мария
Агапова Александра
Бакнина Ксения
Евдокимова Мария
Евсикова Мария
Маркова Анна
Шипова Елена
Очаев Дамир
Иванова Дарина
Попова Дарья
Петров Даниил
Хидоятова Фарангиз / Khidoyatova Farangiz Shovkat qizi
Ямполец Анастасия
Горшков Илья
Николаев Михаил
Зибарева Полина
Урыбина Мария
Матвеева Кира
Ванян Артем
Забегин Иван
Борисов Андрей
Каменский Владислав
Бецис Игорь
Кувайцев Николай
Соколик Дмитрий
Грякалова Влада
Котова Екатерина

В программе:
Н. Римский-Корсаков. Одноактная опера на текст А. С. Пушкина «МОЦАРТ И САЛЬЕРИ»



Добавить комментарий