А вы МСО создать могли бы?

А вы МСО создать могли бы?

А вы МСО создать могли бы?
КУЛЬТ. ПУБЛИКАЦИИ
Рассказ о юбилее Молодежного симфонического оркестра Поволжья и приглашение к размышлению

Лидия Валентиновна Семенова – поистине легенда культуры Тольятти. Смотришь на нее – тихий, негромкий, абсолютно не пафосный, не стремящийся запомниться, человек. А сделанное ей, – огромно!

Она – педагог с огромным стажем и впечатляющими достижениями, с 2010 года директор Тольяттинской филармонии, автор многих интереснейших культурных, образовательных проектов. Но главное ее детище – Молодежный симфонический оркестр Поволжья. Стоит мне сказать, как о чем-то исключительном, о молодежном симфоническом оркестре Поволжья, как тут же найдутся коллеги, скептически реагирующие: «Ну, молодежных оркестров много… У нас в консерватории тоже есть…» Нет, дорогие друзья! Как сегодня говорят – это другое!

Да, молодежные симфонические оркестры давно уже есть в мире. У нас в стране несколько разновидностей молодежных оркестров: учебные в колледжах, вузах; так называемые, стационарные при филармониях или созданные под имя известного музыканта (как юношеский оркестр Юрия Башмета). А есть – сессионные оркестры. Так вот, первый сессионный молодежный симфонический оркестр создан в Тольятти в 2002 году и именно Лидией Валентиновной Семеновой при поддержке Фонда Владимира Спивакова (почетного гражданина г. Тольятти).

Уже 20 лет, с одной единственной паузой во время пандемии, сюда собираются молодые талантливые музыканты со всех регионов страны, ближнего зарубежья (Казахстан, Киргизия, Беларусь, Молдавия и др.), а до недавнего времени и дальнего зарубежья. И эта стабильность, ритмичность существования оркестра на протяжении двух десятилетий превратила его в развивающийся живой организм со своими традициями, и самое главное – впечатляющими результатами.

Е. И. Лидия Валентиновна, какие цели вас вдохновляли на создание МСО Поволжья?

Л. С.: При создании МСО Поволжья мы исходили из наблюдения и понимания, что в России существуют определенные недостатки в подготовке оркестровых музыкантов: незнание репертуара, слабые оркестровые навыки, неумение быстро реагировать на дирижерские указания, недостаточная теоретическая и практическая подготовка и т.д. Мы считаем, что в дополнение к усилиям учебных заведений искусств исправить ситуацию можно, создавая молодежные и юношеские оркестры — постоянные, сессионные. И их число в последние годы в регионах увеличивается.

Е. И.: Что вы считаете главными результатами двадцатилетнего существования МСО Поволжья?

Л. С.: Во-первых, мы гордимся тем, что из более тысячи участников сессий, сотни уже работают в ведущих оркестрах страны – НФОР, ГАСО, ЗКР СПб, НСО республик Поволжья (Казань, Уфа), региональных филармоний России — Тольяттинской филармонии, Самарской, Ульяновской, Саратовской и других, в симфонических оркестрах музыкальных театров: Большом, Мариинском, САТОБ и мн. др. Это –высококлассные, профессионально оснащенные музыканты. Кстати, этому способствует и огромное внимание, которое у нас уделяется помимо оркестрового, камерному музицированию.

А вы МСО создать могли бы?
                                   Гала концерт, дирижер Анатолий Левин

Е. И.: Да, я могу засвидетельствовать высочайший уровень камерного исполнительства! Я давно уже не видела такой концентрации в одном месте талантливых, ярких молодых исполнителей. Разнообразный, не банальный репертуар камерных программ и неподдельное вдохновение музыкантов! Многие из солистов (а в камерной музыке – солист каждый!) меня просто покорили –Елена Корженевич, Айсылу Сайфуллина, Артем Ванян, Федор Безносиков, Павел Романенко, Антон Павловский, Александр Маломожнов, Анна Комарова, Герман Бюллер и очень многие другие. Причем, среди них и уже «ветераны» оркестра, и новички.

Л. С.: Самое главное, что ребята рвутся участвовать в камерных концертах, их не остановить! В этот раз в камерных ансамблях выступили больше 80 человек. Наш главный дирижер Анатолий Абрамович Левин считает, что дирижер должен быть сам хорошим исполнителем, тогда он лучше понимает оркестрантов и вызывает большее доверие с их стороны.

Е. И.: Кстати, о дирижерах! Это же главная отличительная особенность вашего проекта!

Л. С.: Да, это правда. Помимо подготовки оркестрантов, МСО Поволжья стал площадкой для роста молодых дирижеров. Причем, идею-то можно придумать, но важен результат. А он у нас есть, и мы им очень гордимся. Несколько молодых российских дирижеров европейского уровня, имена которых сегодня известны всему профессиональному сообществу и любителям музыки в нашей стране, являлись постоянными участниками сессий МСО Поволжья. Не только мы, но и они сами считают, что МСО сыграл очень важную роль в их карьере. Это: Азиз Шохакимов (обладатель второй премии Международного конкурса дирижеров имени Густава Малера, является руководителем Страсбургского филармонического оркестра), который приехал к нам совсем юным, невероятно талантливым дирижером вместе со своим педагогом Владимиром Борисовичем Неймером из Узбекистана. В свое время я пригласила 14-летнего дирижера Максима Емельянычева, который получил здесь огромный опыт. Сегодня он – лауреат конкурса пианистов-дирижеров имени Ганса фон Бюлова в Майнингене (Германия), главный дирижер Шотландского камерного оркестра. Тимуру Зангиеву было всего 12 лет, когда они впервые приехал на сессию МСО, а сейчас он дирижирует в Мариинском театре, Большом театре России, является дирижером Московского академического музыкального театра имени К. Станиславского и В. Немировича-Данченко, много работает за рубежом, в частности в театре Ла Скала. Здесь впервые встал за дирижерский пульт блестящий дирижер Валентин Урюпин, ставший лауреатом не только малеровского конкурса, но и самого престижного Конкурса дирижеров имени сэра Георга Шолти, работающий сегодня со всеми лучшими оркестрами страны и за рубежом.

(Интервью с Максимом Емельянычевым и Валентином Урюпиным будет опубликовано в «КультВитамине» – Е. И.)

Е. И.: Лидия Валентиновна, скажите несколько слов о вашей команде, тех, кто все 20 лет рядом с вами и способствует огромному успеху этого проекта.

Л. С.: Все эти годы оркестром руководит профессор Московской государственной консерватории им. П.И. Чайковского, заслуженный артист РФ Анатолий Левин. У нас был еще один друг, коллега, единомышленник – Владимир Борисович Неймер, профессор Государственной консерватории Узбекистана, дирижер Национального симфонического, молодежного и юношеского оркестров Узбекистана. Его не стало в конце 2021 года. Во время этой сессии мы подготовили концерт, посвященный памяти Неймера. И меня очень тронуло, с каким глубоким чувством благодарной памяти о любимом Маэстро играли ребята.

Е. И.: Это был пронзительный вечер. Ни секунды фальши и формальности, феноменальная точность подбора произведений, разнообразие которых объединялось так или иначе прорывавшимися интонациями лакримозности. Квинтет для кларнета и струнных И. Брамса потрясающе исполнили Валентин Урюпин (кларнет, Москва), Федор Безносиков (скрипка, Москва), Айсылу Сайфуллина (скрипка, Уфа-Санкт-Петербург), Павел Романенко (альт, Казахстан-Москва), Антон Павловский (виолончель, Уфа-Москва). Валентина и Айсылу можно назвать воспитанниками Неймера, они многие годы общались с ним во время сессий в Тольятти и гастрольных поездках оркестра. Кстати, символично то, что четыре исполнителя Квартета являются еще и дирижерами. Прием сопровождения номеров проекцией на экран фотографий Неймера, в том числе с участниками МСО, сообщал особую семейную трогательность происходящему. Совершенно потрясающей находкой стало исполнение произведения друга Владимира Борисовича, композитора Д. Янов-Яновского «Слушай, мой друг, тишину», когда за дирижерским пультом стоял внук Неймера Антон Яковлев, а на экране шла видеозапись, где этим же сочинением дирижирует его дед.

А вы МСО создать могли бы?
Репетиции квинтета Брамса

Л. С.: Анатолий Абрамович перед исполнением Танго из к/ф «Запах женщины» К. Гарделя рассказал забавную историю о том, как это танго стало любимым в репертуаре Молодежного симфонического оркестра Поволжья, и очень точно передал атмосферу этого концерта: «Все, что сегодня звучало в программе абсолютно созвучно душе Владимира Борисовича, любимо им и от этого весь вечер казалось, что он был с нами».

Е. И.: Лидия Валентиновна, каждый год вы определяете для себя какие-то новые горизонты, придумываете что-то необычное, повышаете интенсивность работы.

Л. С.: Стараемся. В этом году из 250 заявок мы одобрили 150 География огромна – Москва, Санкт-Петербурга, Казань, Уфа, Самара, Ульяновска, Саратова, Рязань, Калининград, Петрозаводск, Екатеринбург, Тверь, Нижний Новгород, Тюмень, Оренбург, Донецк, Волгоград и т.д. В связи с юбилейной датой мы сформировали два оркестровых состава: фестивальный, куда приехали поиграть наши «старички» и основной, преимущественно с новыми участниками. В Гала-концерте, посвященном юбилею, дирижировали самые именитые – Валентин Урюпин, Тимур Зангиев. Отдельную программу с камерным составом подготовил Максим Емельянычев. А с основным составом у нас в этом году работало сразу 7 (!) дирижеров-стажеров. Двое из них – представители уникальной школы симфонического дирижирования учителя Тимура Зангиева Тамерлана Хосроева из Владикавказа. Дане Муриевой 22 года, она еще учится на факультете симфонического дирижирования в Московской консерватории у А. А Левина, но уже выступала с оркестром Мариинского театра и многими другими коллективами. Хетагу Тедееву всего 26 лет, он выпускник Санкт- Петербургской консерватории (класс профессора Ю. Н. Симонова), лауреат Всероссийского конкурса дирижеров. Весной этого года стал новым дирижером театра «Санктъ-Петербургъ Опера». Александр Маринеску (Кишинев-Санкт- Петербург) – выпускник Московской консерватории по классу флейты, солист–регулятор оркестра Мариинского театра. Антон Павловский (Уфа – Москва) – выпускник Московской консерватории по классу виолончели, долгие годы работающий концертмейстером группы виолончелей в Госоркестре им. Е. Ф. Светланова. Не первый раз участвует в сессии МСО Поволжья выпускник Московской консерватории по классу симфонического дирижирования Антон Лемехов. Еще один выпускник Московской консерватории, Павел Романенко, имеет большой опыт оркестровой работы в качестве концертмейстера группы альтов в ГАСО под руководством Павла Когана и оркестре Московского театра «Новая Опера». В 2021 году музыкант создал и возглавил Московский оркестр «Новая камерата». Федор Безносиков – выпускник, а ныне преподаватель по классу скрипки Московской консерватории, учится на факультете оперно-симфонического дирижирования в классе Ф. П. Коробова и работает ассистентом дирижера в театре им. Станиславского и Немировича – Данченко. Ну, и, конечно, во всех концертах дирижировал Анатолий Абрамович Левин.

Е. И.: Не могу не сказать о своих впечатлениях от работы с оркестром самого Анатолия Абрамовича. Отмечу два произведения, которыми дирижировал Левин. Они стали для меня воплощением двух идей, лежащих, как мне кажется, в основе его взаимоотношений с ребятами – он умеет понимать молодежь и мягко, уважительно осуществлять духовное наставничество. Когда Анатолий Абрамович дирижировал «Петрушкой» Стравинского он словно высвобождал молодую энергию музыкантов. Они с таким азартом, озорством в ритмах, штрихах, акцентах, играли «Русский танец», тему «Вдоль по Питерской», с таким удовольствием, прорывавшимся в улыбках, жестах, что музыка начинала звучать абсолютно современно, немного даже с роково-рэперской подачей. В нее врывалась через них энергия города XXI века. Молодые исполнители, словно «присваивали» себе музыку, получив доверительное «добро» от дирижера на свободу чувств и искреннего самовыражения в ней. И совершенно иная грань – знаменитое Адажиетто из Симфонии №5 Малера. Левин дирижировал почти не дирижируя, как актер, который без слов, только глазами, внутренним действием может передать весь спектр переживаемых чувств, загипнотизировать и повести музыкантов за собой в сопереживание. Музыка звучала очень исповедально. Он словно с огромной любовью говорил этим девочкам и мальчикам о чем-то очень-очень важном, сокровенном, высоком и они понимали его с полу-взгляда, полу-жеста, благодарно ловя каждый посыл дирижера и возвращая музыкой, рождающейся от этого удивительного чувства единения и взаимопонимания.

А вы МСО создать могли бы?
                                                     Дирижирует Федор Безносиков

Л.С.: Да, вы правы. Ребята безмерно уважают, любят Анатолия Абрамовича. Многие считают его своим Учителем и после встречи с ним в МСО Поволжья часто становятся его студентами в консерватории.

Е. И.: Лидия Валентиновна, прочитала в вашем буклете: «Ведь это совсем непросто объяснять чиновникам для чего и зачем это нужно. Браво, Лидия Валентиновна! Все это время Вы продолжаете тянуть этот Но вам оказалось мало «тянуть» грандиозный проект МСО Поволжья, вы ношу свою увеличили в три (!!!) раза!

Л. С.: Действительно, при поддержке Фонда президентских грантов (проект «Летняя молодежная оркестровая академия на Волге») и Президентского фонда культурных инициатив (проект «Фестиваль оркестровых музыкантов «Классика OPEN FEST») мы создали этим летом в Тольятти помимо МСО, еще два сессионных оркестра – Джазовый и Русский молодежные оркестры. Сессия Русского молодежного оркестра Поволжья прошла с 22 июля по 7 августа, Джазового молодежного оркестра Поволжья с 12 по 27 августа. Они приурочены к двум крупным событиям 2022 года – проведение в Российской Федерации Года народного искусства и культурного наследия народов России и 100-летие российского джаза. Русским молодежным оркестром руководили Заслуженный артист Самарской области Василий Кормишин и Заслуженный артист Республики Карелия Михаил Тоцкий. Молодежным джазовым оркестром – лауреат международных конкурсов и джазовых фестивалей, руководитель детского биг-бенда джазовой школы им. К.Назаретова и музыкальный руководитель муниципального джаз-оркестра Кима Назаретова в Ростове-на-Дону Андрей Мачнев.

Е. И.: Ваши оркестры – это такой колоссальный ресурс для развития музыкальной жизни не только в Тольятти, но и в регионе!

Л. С.: Конечно! Каждое лето МСО дает очень много концертов, а в связи с появлением в этот раз еще двух оркестров – это просто невероятное музыкальное пиршество. Симфонический дал десять концертов в Тольятти, Самаре, Димитровграде, среди которых традиционный концерт симфонического оркестра Тольяттинской филармонии с дирижерами- стажерами. Оркестры-дебютанты были тоже очень результативны.Молодежный русский оркестр Поволжья сыграл шесть концертов в Тольятти, Жигулевске, Самаре, Ульяновске. Кстати, с русским оркестром мы тоже сделали эксперимент, создав сводный состав с филармоническим оркестром русских народных инструментов. Джазовый дал четыре концерта в Тольятти, Самаре, Альметьевске.

Е. И.: Кстати, я поизучала географию участников оркестров. Почему в них практически не представлены ребята из Сибири и Дальнего Востока?

А вы МСО создать могли бы?
Гала концерт, дирижер Тимур Загниев

Л. В. С.: Честно говоря, здесь есть финансовая причина. Мы ведь оплачиваем проезд ребятам, а в этом году очень сильно подскочили цены на билеты и сибирский регион было нам не потянуть. 

Е.И.: Ну, что же, это лишний раз доказывает мою мысль, что, учитывая огромность нашей страны, таких проектов должно быть больше и почему бы не изучить опыт МСО Поволжья и не применить его, допустим, в Сибири? Хочу задать вопрос коллегам: видите ли вы проблемы в подготовке молодых оркестровых исполнителей и дирижеров и обеспеченности ими оркестров зауральского региона нашей страны? Буду рада, если примите участие в разговоре. Очевидно, что пришло время смены поколений! Нужно думать, как качественно передавать Эстафету!

На обложке фото Лидии Семеновой

 
Поделиться в соц.сетях
Елена Истратова
Bookmark the permalink.

Добавить комментарий