Наверное, это необходимо каждому молодому человеку, особенно творческому, чтобы в юности ему посчастливилось оказаться в таком месте, где объединяют общие интересы, стремления, большое общее дело, где рождается дружба на долгие годы, куда хочется вернуться. Таким местом для огромного количества молодых музыкантов страны стал первый в России «сессионный» молодежный оркестр – Молодежный симфонический оркестр Поволжья, образованный в Тольятти в 2002 году. Участниками 20-й сессии оркестра стали и юные музыканты из Санкт-Петербурга.
Напомню, что инициатором создания оркестра стала уникальная личность – нынешний директор Тольяттинской филармонии Семенова Лидия Валентиновна. В этом деле ее поддержал Международный Благотворительный Фонд Владимира Спивакова, с которым она сотрудничала.
Верным единомышленником Лидии Валентиновны стал профессор Московской государственной консерватории им. П.И. Чайковского, заслуженный артист РФ Анатолий Абрамович Левин, в течение всех 20-ти лет являющийся художественным руководителем и главным дирижером МСО Поволжья.
За 20 лет более тысячи ребят стали участниками сессий, сотни работают в ведущих оркестрах Москвы, Санкт-Петербурга, Казани, Уфы, Самары, Ульяновска, Саратова, Рязани и мн., мн. др. городов. Целый ряд известных сегодня молодых дирижеров европейского уровня постоянно принимали участие в сессиях МСО. Это: Азиз Шохакимов, Максим Емельянычев, Валентин Урюпин, Тимур Зангиев.
Отбор в оркестр проходит по видео-конкурсу. География огромна! В этом году из 250 заявившихся, было отобрано 150 участников. Мне было интересно побеседовать с участниками сессии, услышать их мнения, впечатления. Я выбрала ребят из Петербурга.
Аня Фирсова (скрипка, 3 курс консерватории): «Я на сессии МСО первый раз. И захлестнуло по полной программе! Я играла и в основном составе, и фестивальном, и в камерном. Я очень рада, что попала сюда. Это совершенно иное измерение, как будто другая реальность. Очень много музыкальных впечатлений, классных музыкантов. Мы здесь встретились с ребятами, с которыми живем в одном городе, но не были знакомы. Точно могу сказать, что это событие, которое останется в нашей памяти навсегда. Мы получили колоссальные позитивные впечатления, огромный опыт работы в оркестре.
Петербуржцы, особенно духовики, очень активно заявили о себе уже в первых камерных концертах.
Флейтиста Александра Зайцева (3 курс консерватории) я отметила в исполнении Квартета для флейт «Фикция» (1 часть) М. Моуэра (в ансамбле с А. Исаевым (Самара-Санкт-Петербург), П. Зибаревой (Тольятти -Москва), А. Комаровой (Москва) и в Трио для флейты, гобоя и фортепиано (2,3 части) М. Дринка (в ансамбле с Г. Бюллером (Санкт-Петербург), Г. Абросовым (Москва). Слушая Трио, я записала: «Очень хороший ансамбль. Выразительный дуэт духовиков. Флейтист явно лидер. У него прорывается дирижерская натура. (А вдруг мое впечатление пророческое?) Да и пианист хорош. Все хороши!»
Александр Зайцев: Я учусь у Федотовой Марии Владимировны. Здесь я уже второй раз и мне очень нравится. Этот год примечателен тем, что в связи с юбилеем был создан фестивальный состав, в который вошли музыканты из ведущих оркестров страны. Мне удалось позаниматься с флейтисткой, артисткой молодежного оркестра Мариинского театра Аней Комаровой, от которой я получил новые, интересные знания.
Когда звучала Бразильская бахиана № 6 Вилла Лобоса, которую исполняли Анна Комарова и Даниил Цеп (фагот, Москва), Лидия Валентиновна шепнула мне: «Одна из самых блестящих флейтисток!». Трудно было не согласиться. Анна играла много в концертах и везде ее исполнение отличало очень тонкое интонирование, идеальное чувство фразы, формы, артистизм.
А. Зайцев продолжает: «Так же в этом году среди дирижёров-стажёров был замечательный флейтист Александр Маринеску, который работает в оркестре Мариинского театра. (В гала-концерте он дирижировал Увертюрой к опере «Волшебная флейта» В.А. Моцарта – Е. И.). С ним тоже удалось позаниматься, пообщаться. Все музыканты здесь очень открыты, делятся своими знаниями, какими-то интересными секретами, «фишками». Мне нравится этот проект, потому что здесь собираются очень мотивированные, «заряженные» на профессию ребята. Я думаю, что полученных впечатлений хватит на целый учебный год».
Герман Бюллер – гобоист, студент первого курса Санкт-Петербургской консерватории. В камерных концертах юбилейной 20-й сессии Молодежного симфонического оркестра Поволжья очень ярко показал себя и в Квартете для гобоя и струнных, Фа мажор (2,3части) Моцарта (в ансамбле с Я. Анкудимовым (скрипка, Нижний Новгород), Т. Верещагиной (альт, Казань) М. Сюкиевой (виолончель, Казань), и, в уже упомянутом, Трио М. Дринка, и в выразительном дуэте с Дарьей Мажара (скрипка, Санкт-Петербург) в Сонате №2 Ре мажор, из Шести канонических сонат Г. Ф. Телемана.
Герман Бюллер: «Я только что поступил на первый курс Петербургской консерватории. Как и Саша, я здесь во второй раз. И в прошлом году, и сейчас мне очень все понравилось. Очень полезно поиграть много разных произведений, сравнить свою игру с игрой других музыкантов, из разных регионов. Мы все участвовали в камерных концертах, сами готовили программу за очень короткое время, буквально за несколько дней, применяя весь свой опыт. Очень нравится, что было много знаменитых взрослых музыкантов.
Печально только, что не успели в этом году погулять. В прошлом году были перерывы в занятиях и мы ходили в бассейн, успели погулять в Саранске. В этот раз как-то очень-очень все быстро прошло. Но все равно все было очень здОрово, круто!
Даша Мажара (скрипка) тоже первокурсница, в этом году закончила училище и поступила в консерваторию к Шустину Александру Ефимовичу. В Тольятти, на сессии МСО она первый раз и под большим впечатлением.
Даша Мажара: «Как только мы приехали – сразу окунулись в атмосферу многочасовых репетиций. Я, наверное, с тех пор так ни разу и не выспалась. Но зато это дало мне возможность прочувствовать, что мы окунулись во взрослую жизнь. Я поняла, что оркестровая работа – это очень тяжёлый труд и для струнников в том числе, ведь мы играем всю программу, без замен, не смотря на то, что нас много.
Я безумно рада, что познакомилась с известными, талантливыми музыкантами из разных городов. Мы поиграли на мастер-классах у Павла Романенко (работает концертмейстером группы альтов в ГАСО под руководством Павла Когана и оркестре Московского театра «Новая Опера», а в 2021 году создал и возглавил Московский оркестр «Новая камерата» – Е. И.) и Фёдора Безносикова (выпускник, преподаватель по классу скрипки Московской консерватории, учится на факультете оперно-симфонического дирижирования в классе Ф. П. Коробова, работает ассистентом дирижера в театре им. Станиславского и Немировича –Данченко – Е. И.) и это очень нас продвинуло вперёд. Я могу сказать, что я точно стала увереннее в себе за эти несколько недель.
Здесь мы увидели совершенно другой уровень работы дирижёров. Мне очень нравится работать с разными дирижёрами, смотреть на их жесты, перенимать какие-то способы работы над произведением. Мне очень нравится, что здесь идёт работа над звуком, очень детальная кропотливая проработка каждого произведения. Я за свою жизнь, к сожалению, с таким не сталкивалась. Сейчас, к большой моей радости, это произошло, и я теперь знаю очень много об особенностях оркестровой игры.
Надежда Ильина (гобой) два года назад закончила консерваторию и работает в оркестре Александра Стадлера. Мне она запомнилась в двух номерах. Квинтет для духовых инструментов А. Арнольда она исполняла в команде блестящих молодых музыкантов, где каждый – просто супер-солист – это П. Зибарева (флейта, Тольятти-Москва), А. Ванян (кларнет, Орел-Москва), М. Артамонова (кларнет, Калининград-Москва), Н. Моисеев (валторна, Москва). А для исполнения Концерта для пяти флейт в переложении для 4-х гобоев и английского рожка Ж. де Буамортье питерских музыкантов (Г. Бюллер, Н. Бражникова, Л. Малаховский, Н. Ильина) собрала Юлия Бецис (Москва).
Ну, и, конечно, я познакомилась со столькими ребятами из разных городов! Я не хочу уезжать, я хочу, чтобы поскорее наступил следующий год, и мы снова здесь все встретились и вместе играли.
Надежда Ильина: Я здесь в первый раз. Впечатление от фестиваля очень большое. Мне понравилась работа и с опытными, известными музыкантами, и с начинающими.
Мне посчастливилось поиграть в концерте с дирижером Максимом Емельянычевым. Это человек колоссального темперамента. Работать с ним было энергозатратно, но очень интересно. Мы играли со всеми дирижерами, и звездными, и стажерами. У каждого своя изюминка. Самое поразительное, что время, которое тратится на работу над крупными произведениями, очень ограниченно. На нашу основную программу, каждый дирижёр-стажер (а их было семь!) в день имел всего по 15-20 минут репетиции. Казалось бы, что такое двадцать минут, как можно за столь короткое время сделать такую гигантскую работу? А мы делали результат, как на концерте! Это просто потрясающе! Ты учишься здесь ценить каждую минуту работы! Идет колоссальное задействование всех твоих ресурсов, как духовных, так и физических, потому что с утра до вечера мы либо на оркестровых, либо на групповых, камерных репетициях, либо самостоятельно готовимся. Я с утра до вечера была с инструментом.
Несмотря на то, что я много лет уже играю в симфоническом оркестре, только здесь осознала роль дирижёра, поняла, что оркестр – это большой ансамбль, который в принципе может играть сам. Дирижёр он не показывает сетку, он задаёт настроение, в сложных местах помогает и поддерживает. Вот, Анатолий Абрамович Левин он часто переставал дирижировать, и на удивление всё получалось, мы играли сами. Это происходит, если войти в правильный настрой, в правильный поток.
Очень помогает то, что здесь все музыканты молодые, из разных городов и открыты к общению, обмену любой информацией. Каждый музыкант тебя чему-то да учит. У меня даже появились свои личные цели. Вот, например, мы, духовики, играем разные партии. Я сейчас в основном работала над второй партией. На втором гобое играть в чём-то легче, потому что всё время подстраиваешься под первый. А чтобы быть первым, надо солировать, ярче показывать себя, свой звук. Я хотела бы выйти на первую партию! И здесь, на сессии есть большая возможность проверить себя, свои умения на прочность.
Есть много интересных тем для общения на перспективу. Мы тут обменивались опытом, я, например, трости пыталась с ребятами точить. Насущная тема для всех гобоистов. Конечно, было очень мало свободного времени, а так бы мы какой-нибудь тростевой мастер-класс устроили, почему бы и нет?
Невероятно здорово, что были небольшие гастроли. В Самаре такая красивая филармония!
Когда работаешь долго в оркестре, немножко теряешь вот это первое острое желание заниматься музыкой, радуясь ему, как ребёнок. Я уже взрослый музыкант (Наде еще нет 30-ти – Е. И.). Но я приехала за вдохновением! Думаю, что, как и многие. За то время, что я здесь нахожусь, у меня вновь появилось желание и понимание как нужно заниматься, куда двигаться. Я в большом восторге от всего, что здесь происходило и горю желанием попасть сюда ещё раз на следующий год.
На обложке Надежда Ильина