Надежда Ильина: «Я приехала за вдохновением!»

Наверное, это необходимо каждому молодому человеку, особенно творческому, чтобы в юности ему посчастливилось оказаться в таком месте, где объединяют общие интересы, стремления, большое общее дело, где рождается дружба на долгие годы, куда хочется вернуться. Таким местом для огромного количества молодых музыкантов страны стал первый в России «сессионный» молодежный оркестр – Молодежный симфонический оркестр Поволжья, образованный в Тольятти в 2002 году. Участниками 20-й сессии оркестра стали и юные музыканты из Санкт-Петербурга.
 
Автор — Елена Истратова
 
Еще один взгляд на Молодежный симфонический оркестр Поволжья – впечатления участников юбилейной сессии, молодых музыкантов из Санкт-Петербурга

Наверное, это необходимо каждому молодому человеку, особенно творческому, чтобы в юности ему посчастливилось оказаться в таком месте, где объединяют общие интересы, стремления, большое общее дело, где рождается дружба на долгие годы, куда хочется вернуться. Таким местом для огромного количества молодых музыкантов страны стал первый в России «сессионный» молодежный оркестр – Молодежный симфонический оркестр Поволжья, образованный в Тольятти в 2002 году. Участниками 20-й сессии оркестра стали и юные музыканты из Санкт-Петербурга.

Напомню, что инициатором создания оркестра стала уникальная личность – нынешний директор Тольяттинской филармонии Семенова Лидия Валентиновна. В этом деле ее поддержал  Международный Благотворительный Фонд Владимира Спивакова, с которым она сотрудничала. 
Верным единомышленником Лидии Валентиновны стал  профессор Московской государственной консерватории им. П.И. Чайковского, заслуженный артист РФ Анатолий Абрамович Левин, в  течение всех 20-ти лет являющийся художественным руководителем и главным дирижером МСО Поволжья.

За 20 лет более тысячи ребят стали участниками сессий, сотни работают в ведущих оркестрах Москвы, Санкт-Петербурга, Казани, Уфы, Самары, Ульяновска, Саратова, Рязани и мн., мн. др. городов. Целый ряд известных сегодня молодых дирижеров европейского уровня постоянно принимали участие в сессиях МСО. Это: Азиз ШохакимовМаксим ЕмельянычевВалентин УрюпинТимур Зангиев.

Отбор в оркестр проходит по видео-конкурсу. География огромна! В этом году из 250 заявившихся, было отобрано 150 участников. Мне было интересно побеседовать с участниками сессии, услышать их мнения, впечатления. Я выбрала ребят из Петербурга.

Аня Фирсова (скрипка, 3 курс консерватории): «Я на сессии МСО первый раз. И захлестнуло по полной программе! Я играла и в основном составе, и фестивальном, и в камерном. Я очень рада, что попала сюда. Это совершенно иное измерение, как будто другая реальность. Очень много музыкальных впечатлений, классных музыкантов. Мы здесь встретились с ребятами, с которыми живем в одном городе, но не были знакомы.   Точно могу сказать, что это событие, которое останется в нашей памяти навсегда. Мы получили колоссальные позитивные впечатления, огромный опыт работы в оркестре.

Петербуржцы, особенно  духовики,  очень активно заявили о себе уже в первых камерных концертах.  

Флейтиста Александра Зайцева (3 курс консерватории) я отметила в исполнении Квартета для флейт «Фикция» (1 часть) М. Моуэра (в ансамбле с А. Исаевым (Самара-Санкт-Петербург), П. Зибаревой (Тольятти -Москва), А. Комаровой (Москва) и  в Трио для флейты, гобоя и фортепиано (2,3 части) М. Дринка (в ансамбле с Г. Бюллером (Санкт-Петербург),  Г. Абросовым (Москва). Слушая Трио, я записала: «Очень хороший ансамбль. Выразительный дуэт духовиков.  Флейтист явно лидер. У него прорывается дирижерская натура. (А вдруг мое впечатление пророческое?) Да и пианист хорош. Все хороши!» 

Александр Зайцев: Я учусь у Федотовой Марии Владимировны. Здесь я уже второй раз и мне очень нравится. Этот год примечателен тем, что в связи с юбилеем был создан фестивальный состав, в который вошли музыканты из ведущих оркестров страны. Мне удалось позаниматься с флейтисткой, артисткой молодежного оркестра Мариинского театра Аней Комаровой, от которой я получил новые, интересные знания.

«Я приехала за вдохновением!»
Александр Зайцев

Когда звучала Бразильская бахиана № 6  Вилла Лобоса, которую исполняли  Анна Комарова и Даниил Цеп (фагот, Москва), Лидия Валентиновна шепнула мне: «Одна из самых блестящих флейтисток!». Трудно было не согласиться. Анна играла много в концертах и везде ее исполнение отличало очень тонкое интонирование, идеальное чувство фразы, формы, артистизм.  

А. Зайцев продолжает: «Так же в этом году среди дирижёров-стажёров был замечательный флейтист Александр Маринеску, который работает в оркестре Мариинского театра. (В гала-концерте он дирижировал Увертюрой к опере «Волшебная флейта»  В.А. Моцарта – Е. И.). С ним тоже удалось позаниматься, пообщаться. Все музыканты здесь очень открыты, делятся своими знаниями, какими-то интересными секретами, «фишками». Мне нравится этот проект, потому что здесь собираются очень мотивированные, «заряженные» на профессию ребята. Я думаю, что полученных впечатлений хватит на целый учебный год». 

Герман Бюллер – гобоист, студент первого курса Санкт-Петербургской консерватории. В камерных концертах юбилейной 20-й сессии Молодежного симфонического оркестра Поволжья  очень ярко показал себя и в Квартете для гобоя и струнных, Фа мажор (2,3части) Моцарта (в ансамбле с Я. Анкудимовым (скрипка, Нижний Новгород), Т. Верещагиной (альт, Казань) М. Сюкиевой (виолончель, Казань), и, в уже упомянутом, Трио М. Дринка, и в выразительном дуэте с Дарьей Мажара (скрипка, Санкт-Петербург) в Сонате №2 Ре мажор, из Шести канонических сонат Г. Ф. Телемана.

Герман Бюллер: «Я только что поступил на первый курс Петербургской консерватории. Как и Саша, я здесь во второй раз. И в прошлом году, и сейчас мне очень все понравилось. Очень полезно поиграть много разных произведений, сравнить свою игру с игрой других музыкантов, из разных регионов. Мы все участвовали в камерных концертах, сами готовили программу за очень короткое время, буквально за несколько дней, применяя весь свой опыт. Очень нравится, что было много знаменитых взрослых музыкантов.

«Я приехала за вдохновением!»
Герман Бюллер

Печально только, что не успели в этом году погулять. В прошлом году были перерывы в занятиях и мы ходили в бассейн, успели погулять в Саранске. В этот раз как-то очень-очень все быстро прошло. Но все равно все было очень здОрово, круто!

Даша Мажара (скрипка) тоже первокурсница, в этом году закончила училище и поступила в консерваторию к Шустину Александру Ефимовичу. В Тольятти, на сессии МСО она первый раз и под большим впечатлением.

Даша Мажара: «Как только мы приехали – сразу окунулись в атмосферу многочасовых репетиций. Я, наверное, с тех пор так ни разу и не выспалась. Но зато это дало мне возможность прочувствовать, что мы окунулись во взрослую жизнь. Я поняла, что оркестровая работа – это очень тяжёлый труд и для струнников в том числе, ведь мы играем всю программу, без замен, не смотря на то, что нас много.  

Я безумно рада, что познакомилась с известными, талантливыми музыкантами из разных городов. Мы поиграли на мастер-классах у Павла Романенко (работает концертмейстером группы альтов в ГАСО под руководством Павла Когана и оркестре Московского театра «Новая Опера», а в 2021 году создал и возглавил Московский оркестр «Новая камерата» – Е. И.) и Фёдора Безносикова (выпускник, преподаватель по классу скрипки Московской консерватории, учится на факультете оперно-симфонического дирижирования в классе Ф. П. Коробова, работает ассистентом дирижера в театре им. Станиславского и Немировича –Данченко – Е. И.) и это очень нас продвинуло вперёд. Я могу сказать, что я точно стала увереннее в себе за эти несколько недель.

«Я приехала за вдохновением!»
Дарья Мажара

Здесь мы увидели совершенно другой уровень работы дирижёров. Мне очень нравится работать с разными дирижёрами, смотреть на их жесты, перенимать какие-то способы работы над произведением. Мне очень нравится, что здесь идёт работа над звуком, очень детальная кропотливая проработка каждого произведения. Я за свою жизнь, к сожалению, с таким не сталкивалась. Сейчас, к большой моей радости, это произошло, и я теперь знаю очень много об особенностях оркестровой игры.

Надежда Ильина (гобой) два года назад закончила консерваторию и работает в оркестре Александра Стадлера. Мне она запомнилась в двух номерах. Квинтет для духовых инструментов А. Арнольда она исполняла в команде блестящих молодых музыкантов, где каждый – просто супер-солист – это П. Зибарева (флейта, Тольятти-Москва), А. Ванян (кларнет, Орел-Москва), М. Артамонова (кларнет, Калининград-Москва), Н. Моисеев (валторна, Москва). А для исполнения Концерта для пяти флейт в переложении для 4-х гобоев и английского рожка Ж. де Буамортье питерских музыкантов (Г. Бюллер, Н. Бражникова, Л. Малаховский, Н. Ильина) собрала Юлия Бецис (Москва).

Ну, и, конечно, я познакомилась со столькими ребятами из разных городов! Я не хочу уезжать, я хочу, чтобы поскорее наступил следующий год, и мы снова здесь все встретились и вместе играли.

Надежда Ильина: Я здесь в первый раз. Впечатление от фестиваля очень большое. Мне понравилась работа и с опытными, известными музыкантами, и с начинающими.

Мне посчастливилось поиграть в концерте с дирижером Максимом Емельянычевым. Это человек колоссального темперамента. Работать с ним было энергозатратно, но очень интересно. Мы играли со всеми дирижерами, и звездными, и стажерами. У каждого своя изюминка. Самое поразительное, что время, которое тратится на работу над крупными произведениями, очень ограниченно. На нашу основную программу, каждый дирижёр-стажер (а их было семь!) в день имел всего по 15-20 минут репетиции. Казалось бы, что такое двадцать минут, как можно за столь короткое время сделать такую гигантскую работу? А мы делали результат, как на концерте! Это просто потрясающе! Ты учишься здесь ценить каждую минуту работы! Идет колоссальное задействование всех твоих ресурсов, как духовных, так и физических, потому что с утра до вечера мы либо на оркестровых, либо на групповых, камерных репетициях, либо самостоятельно готовимся. Я с утра до вечера была с инструментом.

Несмотря на то, что я много лет уже играю в симфоническом оркестре, только здесь осознала роль дирижёра, поняла, что оркестр – это большой ансамбль, который в принципе может играть сам. Дирижёр он не показывает сетку, он задаёт настроение, в сложных местах помогает и поддерживает. Вот, Анатолий Абрамович Левин он часто переставал дирижировать, и на удивление всё получалось, мы играли сами. Это происходит, если войти в правильный настрой, в правильный поток.

Очень помогает то, что здесь все музыканты молодые, из разных городов и открыты к общению, обмену любой информацией. Каждый музыкант тебя чему-то да учит. У меня даже появились свои личные цели. Вот, например, мы, духовики, играем разные партии. Я сейчас в основном работала над второй партией. На втором гобое играть в чём-то легче, потому что всё время подстраиваешься под первый. А чтобы быть первым, надо солировать, ярче показывать себя, свой звук. Я хотела бы выйти на первую партию! И здесь, на сессии есть большая возможность проверить себя, свои умения на прочность.

Есть много интересных тем для общения на перспективу. Мы тут обменивались опытом, я, например, трости пыталась с ребятами точить. Насущная тема для всех гобоистов. Конечно, было очень мало свободного времени, а так бы мы какой-нибудь тростевой мастер-класс устроили, почему бы и нет?

Невероятно здорово, что были небольшие гастроли. В Самаре такая красивая филармония!

Когда работаешь долго в оркестре, немножко теряешь вот это первое острое желание заниматься музыкой, радуясь ему, как ребёнок. Я уже взрослый музыкант (Наде еще нет 30-ти – Е. И.). Но я приехала за вдохновением! Думаю, что, как и многие. За то время, что я здесь нахожусь, у меня вновь появилось желание и понимание как нужно заниматься, куда двигаться. Я в большом восторге от всего, что здесь происходило и горю желанием попасть сюда ещё раз на следующий год.

На обложке Надежда Ильина

 
Bookmark the permalink.

Добавить комментарий