2009, Четырнадцатая сессия

Четырнадцатая (летняя) сессия Молодежного симфонического оркестра Поволжья, 21.07.2009 г. — 06.08.2009 г.

«От сессии до сессии». В Тольятти отыграла талантливая молодежь Поволжья

Лучших декораций, чем сама природа – Волга и Жигули, для классики не придумать
Вчера в Самарской области завершились II Международный фестиваль «Классика над Волгой» и 14-летняя сессия Молодежного симфонического оркестра Поволжья. Заключительным событием этого двухнедельного марафона стал гала-концерт участников форума – молодых исполнителей из России, Узбекистана, Украины и Беларуси.

06.08.2009 01:00:26
Авторы: Елена АНДРЕЕВА
Фоторепортер: Алексей ТАЛИПОВ
Теги:
музыка

Бриз времени

Основа фестиваля классической музыки, во второй раз прошедшего в Тольятти, была заложена еще семь лет назад, когда в Автограде впервые появился сборный Молодежный симфонический оркестр Поволжья. На зимние и летние сессии все эти годы съезжались талантливые ребята из разных регионов России и из-за рубежа, чтобы продемонстрировать свое мастерство. Казалось бы, собрать около сотни незнакомых между собой начинающих музыкантов и подготовить с ними концерт за несколько дней – дело непосильное. Однако авторы проекта – директор оркестра Лидия Семенова и его художественный руководитель и главный дирижер Анатолий Левин смогли воплотить свою мечту в реальность. Всего в оркестре переиграли около 600 молодых музыкантов. Постоянные его участники – преимущественно дирижеры-стажеры. Cкрипки и альты, виолончели и контрабасы, гобои и флейты, кларнеты, фаготы и валторны, трубы, тромбоны и тубы – каждый раз новые.
В итоге репетиции и концерты переросли в фестиваль «Классика над Волгой», в котором участвуют те же молодые люди, что входят в сессионный молодежный оркестр Поволжья.
О фестивальной сцене – летнем театре одной из тольяттинских баз отдыха – стоит сказать отдельно. Дело в том, что название фестиваля не абстрактно, как у его «рокового» тезки. «Классика над Волгой» – буквальное обозначение места проведения фестиваля, все на этой сцене происходит на фоне реки и Жигулевских гор. И вроде бы стулья с резными ножками, аккуратно поставленные в ряды, классические инструменты, декорации, вечерние туалеты зрителей должны создавать камерную обстановку. Но обдающая публику волжская прохлада, застывшие на речной глади ради звуков музыки парусники, величественные Жигули рождают новую гармоничную атмосферу.
«Мы выбрали это место в прошлом году, – поделился с корреспондентом «ВК» заслуженный артист России, профессор Московской государственной консерватории имени Чайковского Анатолий Левин. – И оно стоит всех издержек, которые связаны с искусственной акустикой, превращением открытого помещения в концертный зал. Хотя музыканты всегда предпочитают играть с естественным звуком, эта обстановка привлекает людей, они с готовностью собираются, чтобы послушать классическую музыку на пленэре. Сейчас во всем мире проводятся такие концерты на огромных полянах, куда съезжаются до нескольких десятков тысяч человек. Лично я всегда готов участвовать в подобных опен-эйрах, если они служат популяризации симфонической музыки, если эта публика придет потом в филармонический зал».

Старший состав занимается с десяти утра до полвторого дня, затем – с полчетвертого до семи вечера. Младший – на полтора часа меньше
Неоконченная «Женитьба»
Нынешним летом участники фестиваля приехали в Тольятти 21 июля и уже через три дня дали первый концерт старшим составом, где возраст музыкантов от 17 до 25 лет. Вслед за ними 3 августа выступил юношеский – от 12 до 17. А на следующий день оркестр разродился премьерой по случаю двух юбилеев – неоконченной оперы Модеста Мусоргского «Женитьба» по пьесе Николая Гоголя. Хотя «Женитьба», как выяснилось, и правда «хлопотливая, черт возьми, вещь», особенно для оркестрантов.
«Это произведение Мусоргского для исполнения очень сложно, – пояснил Анатолий Левин. – Опера написана на неизмененный гоголевский текст, в ней не выброшена ни одна запятая, по интонации, оборотам, ритмике это близко человеческой речи, нет привычных развернутых мелодий. Оркестровку для «Женитьбы» сделал замечательный дирижер и музыкант Геннадий Рождественский, и у меня был опыт постановки оперы. Спустя двадцать лет я решил взяться за эту инструментовку, потому что был уверен – ребята справятся, и им это действительно удалось. Для нас это было пробой, эскизом, ведь сам Мусоргский называл свою «Женитьбу» этюдом».
Из оперных артистов в постановке участвовали лауреаты международных конкурсов и наши земляки – самарские солисты и выходцы из Тольяттинского музыкального училища. В роли Подколесина выступил солист ведущих театров Европы Павел Кудинов, бас (Вена, Австрия), в роли Кочкарева – художественный руководитель Самарского академического театра оперы и балета, заслуженный артист России Михаил Губский, тенор, свахи Феклы Ивановны – Тамара Кливаденко, меццо-сопрано (Бремен, Германия), слуги Подколесина, Степана – солист Самарского академического театра оперы и балета Георгий Шагалов, бас.

Музыка круглосуточно

В «некамерном» зале с видом на Волгу собралось чуть больше тысячи человек, все билеты были раскуплены заранее. По традиции наряду с мастерами Анатолием Левиным и дирижером Национального симфонического оркестра Узбекистана Владимиром Неймером во втором отделении концерта коллективом дирижировали стажеры из академий искусств и консерваторий: Алексей Коряковцев, Максим Емельянычев и Тимур Зангиев. Тимуру всего пятнадцать, но дирижированием он начал заниматься с семи лет и уже имеет опыт руководства коллективом в 70 человек.
«Дирижирование – это единственное, как мне кажется, чему я могу посвятить жизнь, – сказал Тимур Зангиев. – Не могу представить себя без этого. Мои планы связаны с дирижерской палочкой. А с оркестром Поволжья работаю уже пятую сессию – с 12 лет, и считаю, что с любым составом надо заниматься непрерывно, иначе ничего не выйдет… Фестиваль – неоценимый опыт для всех, кто сюда приезжает. За такое короткое время получить и исполнить такой большой объем музыки дорогого стоит».
Среди участников сессий все эти годы ходит поговорка: «в свободное от репетиций время мы репетируем». Старший состав занимается с десяти утра до полвторого дня, затем – с полчетвертого до семи вечера. Младший – на полтора часа меньше. А потом еще идут групповые, камерные репетиции – до ночи. Впрочем, столь фанатичная преданность музыке приносит свои плоды, уверены педагоги. На днях Анатолий Левин «застукал» во втором часу ночи играющего сидя на полу Валентина Урюпина. Того самого молодого человека, который в этом году успел завоевать первые премии на международных конкурсах кларнетистов в Китае и Финляндии. И таких талантливых и преданных музыке ребят в составе оркестра много.

Все флаги в гости

Главные затраты, которые несут устроители фестиваля, – размещение и питание гостей. В этом году в Тольятти приехали 110 человек, а весь бюджет форума составил 1,3 миллиона рублей. Помимо вливаний из областной казны и бюджета города, собрать необходимую сумму удалось за счет продажи билетов и помощи спонсоров. И то в последний момент. В этом году, по словам Лидии Семеновой, подготовка фестиваля проходила особенно сложно. Дело дошло до того, что зимняя сессия оказалась под угрозой срыва.
«Солисты и дирижеры откликаются на наши предложения с полуслова, — заявила директор оркестра Лидия Семенова. – И я думаю, всем нам будет жаль, если эта череда прервется. Хочется, чтобы все, кто нам помогает, понимали, что мы не просто играем концерты, но учим детей – это самое ценное. Сказать, что будет через полгода, пока трудно, но мы все-таки надеемся, что сможем провести сессию. Терять наработанный за семь лет потенциал было бы непростительно».
Самое интересное, что этот фестиваль классической музыки способен выходить за ее пределы. К примеру, в один день с мастерами симфонического дирижирования на сцену вышли Даниил Крамер и братья Бриль с программой «Джаз на Волге». И работали они с теми же ребятами, что два часа назад играли Мусоргского. А на вчерашнем гала-концерте Молодежный оркестр Поволжья исполнял уже произведения Моцарта, Доницетти, Россини, Чайковского, Бородина и Рахманинова. И как показала реакция зала, лучшего формата для подобных концертов не найти, ведь летом что может быть лучше, чем наслаждаться одновременно и музыкой, и видами Волги.

«Классика над Волгой» и Сессия Молодежного симфонического оркестра

До 5 августа в Тольятти проходит 14-я Летняя сессия Молодежного симфонического оркестра Поволжья и II Музыкальный фестиваль «Классика над Волгой».

Программа концертов:
24 июля — начало в 19.00;
28 июля — начало в 19.00.
Концерты солистов Молодежного симфонического оркестра Поволжья.
В программе – сольные и камерные выступления участников – лауреатов региональных, российских и международных конкурсов. Прозвучат произведения русской и западно-европейской классики, произведения современных композиторов.

3 августа, 19.00- Концерт юношеского состава Молодежного симфонического оркестра Поволжья.
Дирижеры: — стажеры оркестра Максим Емельянычев (Россия, Нижний Новгород-Москва), Тимур Зангиев (Россия, Владикавказ-Москва), Алексей Коряковцев (Россия, Уфа).
Место проведения — Концертный зал Детской музыкальной школы № 4 (пр-т Степана Разина, 95).

Летний театр на базе отдыха «Волна» (Портпоселок, г. Тольятти)

4 августа, начало в 18 часов.
«Мусоргский и Гоголь – классика на все времена» (200 лет со дня рождения , 170 лет со дня рождения ).
Впервые в Тольятти! Премьера неоконченной оперы М. Мусоргского «Женитьба» по пьесе Н. Гоголя.
Во втором отделении прозвучат арии из опер и симфонические произведения М. Мусоргского (вступление и «Гопак» из «Сорочинской ярмарки», Сцена гадания Марфы «Силы потайныя…» из оперы «Хованщина», «Ночь на Лысой горе» и другие).

4 августа, начало в 21 час 30 мин.
«Джаз на Волге – Даниил Крамер и братья Бриль в программе «Jazz Hits»
Исполнители: лауреаты международных джазовых конкурсов и фестивалей:
Заслуженный артист , фортепиано (Россия, Москва), Дмитрий Бриль, сопрано и альт-саксофон (Россия, Москва), Александр Бриль, тенор-саксофон (Россия, Москва).

5 августа, начало в 19 часов.
Гала-концерт участников фестиваля.
В программе: произведения Моцарта, Доницетти, Россини, Чайковского, Бородина, Рахманинова.
Исполнители: Молодежный симфонический оркестр Поволжья, с участием музыкантов России, Узбекистана, Украины, Беларуси.
Дирижеры:
Художественный руководитель и главный дирижер – Заслуженный артист России, профессор Московской государственной консерватории им. АНАТОЛИЙ ЛЕВИН (Россия, Москва), Дирижер Национального симфонического оркестра Узбекистана, профессор Государственной консерватории Узбекистана ВЛАДИМИР НЕЙМЕР (Узбекистан, Ташкент).
Дирижеры-стажеры:
Максим Емельянычев (Россия, Нижний Новгород-Москва), Тимур Зангиев (Россия, Владикавказ-Москва), Алексей Коряковцев (Россия, Уфа).
Солисты – лауреаты международных конкурсов:
Заслуженный артист , тенор (Россия, Самара), Павел Кудинов, бас (Россия, Тольятти — Австрия), Тамара Кливаденко, меццо-сопрано (Россия, Тольятти — Германия), Георгий Шагалов, бас (Россия, Самара)

Участники


Скрипка

Карпова Анна


Виолончель

Бугаков Алексей


Скрипка

Мазурова Юлия


Виолончель

Голикова Карина


Валторна

Черезов Павел


Скрипка

Уруев Иван


Контрабас

Завадский Игорь


Скрипка

Назаров Артур


Контрабас

Мухин Эдуард


Скрипка

Юрченко Петр


Виолончель

Иванюк Илья


Скрипка

Садыева Элина


Виолончель

Губанова Виктория


Скрипка

Рогив Роман


Виолончель

Терегулов Эдуард


Контрабас

Емцев Никита


Контрабас

Дорофеев Алексей


Скрипка

Рабецкая Дина


Виолончель

Нухов Аяз


Виолончель

Елина Мария


Тромбон

Беляков Антон


Скрипка

Лазунина Вера


Виолончель

Грачева Татьяна


Фортепиано

Кирпичева Ольга


Ударные инструменты

Гусев Константин

Концерты

Добавить комментарий