2003, Третья сессия

Третья (зимняя) сессия Молодежного симфонического оркестра Поволжья, 25.01.2003 — 06.02.2003

С 25 января по 6 февраля в Саратове проходила III-я Зимняя сессия Молодежного симфонического оркестра Поволжья, созданного в Тольятти в августе 2002 года. 54 молодых музыканта из 18 учебных заведений искусств 8 городов съехались в пансионат «Ударник» под городом Энгельс, который был выбран базой для проживания и репетиций оркестра на время сессии. Состав оркестра значительно обновился — 22 человека впервые приняли участие в работе оркестра. Расширилась и география участников оркестра, впервые в сессии приняли участие ребята из Казани и Уфы.
Художественный руководитель и дирижер Молодежного оркестра – дирижер Академического государственного камерного музыкального театра п/р Б.А. Покровского, дирижер симфонических оркестров Московской консерватории и Академического музыкального училище при Московской консерватории, заслуженный артист России – Анатолий Абрамович Левин.
В ноябре 2002 года Молодежный симфонический оркестр Поволжья стал обладателем гранта Конкурса III Окружной Ярмарки социальных и культурных проектов Приволжского Федерального округа «Тольяттинский диалог – 2002», средства которого частично пошли на проведение Зимней сессии. Огромную помощь оказали мэрия города Тольятти и Тольяттинская городская Дума.
Организационное содействие и финансовая поддержка в подготовке и проведении сессии была оказана Министерством культуры и Министерством труда и социального развития Саратовской области, а также областным училищем искусств в лице его директора Гавриленкова Э. Л. Именно на них выпало сложное бремя организации встречи участников сессии, переездов оркестра на репетиции и концерты, организация самих концертов.
Саратовская государственная консерватория им. Л.В. Собинова и областная филармония предоставили необходимые музыкальные инструменты: контрабасы, литавры, клавесин, контрфагот и др.
В адрес участников и организаторов Зимней сессии Молодежного оркестра поступили приветствия от художественного руководителя и главного дирижера Государственного камерного оркестра «Виртуозы Москвы», Народного артиста СССР, Лауреата Государственных премий, профессора, Президента Фонда В.Т. Спивакова, от Ответственного секретаря Российской комиссии по делам ЮНЕСКО О.В.Васнецова, от заместителя министра культуры России А.И.Рахаева, от первого заместителя министра культуры Саратовской области Ю.А.Кравца, от руководителя департамента культуры Самарской области Э.А.Куруленко, от председателя Тольяттинской городской Думы А.Н. Дроботова. На заключительном концерте оркестра в Большом зале Саратовской консерватории присутствовал депутат Тольяттинской городской Думы, член Попечительского Совета МСО Поволжья Борислав Гринблат, который лично поздравил молодых музыкантов с успешным завершением сессии.
Приезд Молодежного оркестра в Саратов вызвал широкий резонанс в средствах массовой информации. Состоялась пресс-конференция для журналистов, в которой приняли участие художественный руководитель и дирижер Молодежного оркестра, заслуженный артист России Анатолий Левин, ректор Саратовской государственной консерватории им.Л.В.Собинова, заслуженный артист России, профессор Анатолий Скрипай, начальник отдела искусств Министерства культуры Саратовской области Владимир Лисенко, руководитель проекта и директор некоммерческого партнерства «Молодежный симфонический оркестр Поволжья» Лидия Семенова, координатор проекта в Саратове, директор Саратовского областного училища искусств, заслуженный артист России Эдуард Гавриленков.
За время Зимней сессии Молодежный симфонический оркестр Поволжья дал пять концертов. Все они проходили в лучших залах города Саратова и Саратовской области: концертный зал Художественного музея им. А.Н. Радищева, зал областного театра оперетты в городе Энгельс, зал Дворца культуры города Маркс, Большой зал Саратовской государственной консерватории им. Собинова.

28 января в Концертном зале Государственного Художественного музея им. А.Н.Радищева музыканты выступили с сольными программами. Помогали им в этом высококлассные концертмейстеры –О.М.Соломатина, профессора Саратовской консерватории Т.З.Джегнарадзе и Т.И. Кан.
Оценить игру молодых музыкантов в момент исполнения ими произведений, требующих исключительной личности и, главное, зрелости и определенного жизненного и исполнительского опыта — задача не из легких. Но слушатели, пришедшие на этот концерт, не пожалели об этом, так как потенциал молодых музыкантов оркестра как концертных исполнителей оказался очень высок. И они это с блеском доказали.
К примеру, скрипачка Рита Рыбина из Тольятти исполняла Фантазию Сарасате на темы оперы Бизе «Кармен», виртуознейшее по складу произведение, насыщенное яркими контрастными образами, требующее хорошей технической оснащенности. Тем не менее, это тот случай, когда осознаешь, сколько истин могут открыть в музыке одаренные дети. Кстати, играет Рита на скрипке французского мастера 19 века, переданной на три года в Молодежный симфонический оркестр Поволжья Владимиром Спиваковым.
Или Кирилл Солдатов, 16-летний трубач из московской школы им. Гнесиных, исполнивший «Блестящую Фантазию» Ж-Б Арба. Как непривычно мягко звучит у него труба! Филигранная мелкая техника просто потрясает. При этом каждая нота проигрывается с удивительной легкостью, изящностью, полетностью.
Только что влившаяся в состав оркестра Элиза Ханафина, виолончелистка из Уфы поразила не по годам взрослой, серьезной и сдержанной манерой исполнения, проникновением в музыкальный образ (Вариации на тему Россини Н.Паганини).
Увы, далеко не все музыканты оркестра, среди которых тридцать (!) являются лауреатами различных республиканских, российских и международных конкурсов, смогли выйти в тот вечер на сцену. По ходу даже пришлось сокращать программу, иначе концерт бы длился несколько часов.
После столь успешного выступления у ребят начались суровые будни. Пять последующих дней были заполнены до предела — с утра оркестровые репетиции, после обеда работа по группам и вновь — оркестр, а в редкие минуты, предназначенные для отдыха, формировались «междугородние» составы камерных ансамблей — дуэты, трио, квартеты и квинтеты. Времени для работы было отпущено минимальное, поэтому играли ребята до 11 ночи. Конечно же, в этих условиях на первый план выступают такие качества, как умение хорошо играть с листа и чувствовать партнеров в ансамбле. Именно последнему придает большое значение дирижер оркестра Анатолий Левин, который убежден, что музицирование в ансамблях поможет установить тонкие, незримые, но очень необходимые нити взаимопонимания между музыкантами. И именно в ансамбле идет обучение оркестровым навыкам — взаимодействию людей, жестов, эмоций.
Концерт камерой музыки состоялся 2 февраля также в Музее им. Радищева. В уютном зале с очень хорошей акустикой царила в тот вечер радушная и теплая атмосфера. С таким же радушием публика принимала молодых артистов.
Прозвучали сложнейшие произведения: Квинтет Моцарта для кларнета, двух скрипок, альта и виолончели, Трио № 2 Аренского, Патетическое трио Глинки и другие сочинения. В концерте принял участие и камерный состав оркестра, исполнивший с гобоистом В.Кресманом 2-3 ч.ч. Концерта ля минор Вивальди. Но «изюминкой» этого вечера стал Квинтет для духовых инструментов М.Арнольда, оригинальная музыка которого звучала свежо и современно.
Оркестровые концерты, которые исполнялись три вечера подряд, включали в себя большую разнообразную программу и сразу три премьеры — два концерта Баха и Концерт Шостаковича. 3 февраля и 4 февраля МСО Поволжья играл в Энгельсе и в Марксе.
И, наконец, 5 февраля, Большой зал Саратовской консерватории им. Л.В. Собинова. Недавно отреставрированный к 90-летию основания, весь блестящий и сияющий новизной , с превосходной акустикой и с возвышающимся с королевским величием в центре сцены органом — здесь почти физически ощущаешь биение пульса высокого мастерства, которое видела эта сцена.
И вот на этой сцене — музыканты Молодежного симфонического оркестра Поволжья. Вступительное слово в лучших традициях академических концертов произнесла музыковед Саратовской филармонии Валентина Виноградова.
1 отделение открывалось музыкой барокко. Довольно сдержанно отреагировав на первое произведение — редко исполняемый Бранденбургский концерт №2 И.С.Баха — искушенная саратовская публика щедро наградила аплодисментами и оркестрантов и солиста, своего земляка, ректора консерватории, Анатолия Скрипая за исполнение другого Концерта Баха для клавира с оркестром, фа-минор.
Ну а дальше все шло по нарастающей: безупречно сыгранная Симфония № 88 Соль мажор Гайдна, искрящаяся яркими, жизнерадостными мелодиями и не менее удачно прозвучавшая Увертюра Россини «Брачный вексель» вызвали бурю восторга — сердца саратовцев были покорены!
Задушевно — меланхоличное «Андантино» из «Снегурочки» Чайковского и романтически — возвышенный «Грустный вальс» Сибелиуса, открывавшие 2 отделение концерта, захватили внимание зала с первых тактов.
Но самое серьезное испытание на профессиональную зрелость молодым музыкантам пришлось держать в Концерте № 1 для виолончели с оркестром (Es-dur, op. 107) Д. Шостаковича. Солировал Сергей Антонов, лауреат международных конкурсов, 20-летний студент 2 курса Московской государственной консерватории им. П.И. Чайковского по классу профессора Н.Н. Шаховской.
Музыка Шостаковича сложна и в прочтении и в исполнении и в понимании, воплощает глубокие философские концепции, сложный мир человеческих переживаний, острые трагические конфликты. И Первый Виолончельный концерт — не исключение. Эмоциональный строй насыщен динамикой развития, неожиданными контрастами и образными перевоплощенями, полифонизацией фактуры. Тем не менее, оркестр под управлением Левина достойно справился со сложнейшей партитурой — 4 части концерта были исполнены на одном дыхании, все краски доведены до крайних пределов. Виолончель Сергея Антонова звучала экпрессивно, мощно и выразительно.
Первый «выездной» экзамен сдан — зал устроил овации, приветствуя молодых музыкантов стоя и долго не хотел отпускать их со сцены.
Следующая сессия состоится теперь летом в августе в Тольятти.
Подписанное в Саратове 4-х стороннее Соглашение о намерениях по реализации проекта между Министерством культуры Саратовской области, Департаментом культуры Администрации Самарской области, Международным Благотворительным Фондом Владимира Спивакова и Некоммерческим Партнерством «Молодежный симфонический оркестр Поволжья» дает все основания полагать, что проект будет развиваться и дальше.
Дирижер Анатолий Левин вместе со своими молодыми коллегами будет штурмовать новые оркестровые высоты, а любителей музыки ожидают встречи с новыми интересными исполнителями и уже полюбившимися им музыкантами.

Участники


Виолончель

Антонов Сергей


Ударные инструменты

Зверина (Трифонова) Анна


Контрабас

Родионов Юрий


Виолончель

Чикунов Сергей


Виолончель

Ханафина Элиза


Виолончель

Зиянгирова Регина


Виолончель

Грачева Татьяна


Виолончель

Грачева Анна


Контрабас

Губанов Игорь


Скрипка

Иванова Ирина


Скрипка

Дамиров Азер


Фортепиано

Кирпичева Ольга


Контрабас

Ходыкин Роман


Скрипка

Мамедова Арзу


Виолончель

Новосёлова Ирина


Виолончель

Браун Лидия


Кларнет

Бобнев Егор


Виолончель

Гринчук Михаил

Концерты

Добавить комментарий